Акустика школьных помещений

Акустика школьных помещений

Для успешного обучения в школе ученику необходимо хорошо слышать и понимать все, что произносится в классе. К сожалению, способность слышать и понимать может значительно ухудшиться при наличии окружающего шума. Причинами плохой акустики являются фоновый шум и/или наличие реверберации в помещении. Школьное помещение с плохой акустикой отрицательно сказывается на понимании речи; навыках чтения; поведении в классе; понижает внимание и академическую успеваемость.

Что такое фоновый окружающий шум и реверберация?

Фоновый шум - это любой нежелательный звук, который мешает вам слушать. В классе есть много источников фонового шума: шум транспорта за окном, шум работающих ламп, кондиционеров и вентиляторов, голоса детей из коридора и соседних помещений, шум работающего оборудования для демонстрации визуального материала, шум создаваемый учениками в классе. Реверберация возникает при отражении звука от твёрдых поверхностей, таких как парты, стены, окна, пол и потолок. Чем дольше длится такое "эхо", т.е. чем больше время реверберации, тем труднее слушать и понимать речь.

На кого оказывает воздействие плохая акустика?

Для любого ученика важна хорошая акустика в школе. Однако есть дети, для которых особенно важно хорошее качество воспринимаемой речи. Это дети, у которых есть следующие проблемы:

− нарушения слуха, в том числе незначительные или односторонние потери

− трудности в обучении

− центральные нарушения слуха

− задержка речевого и языкового развития

− дефицит внимания

Кроме того, плохая акустика в классе отрицательно влияет и на учителей. Известно, что 60% рабочего времени учитель говорит. В шумном, гулком классе приходится повышать голос. В сравнении с другими профессиями, в которых приходится много говорить, у учителей в 30 раза чаще возникают проблемы или заболевания, связанные с голосом.

Как улучшить акустику в школьных помещениях?

Если в классе очень шумно, то есть несколько простых советов для улучшения этой ситуации:

− Используйте ковровые покрытия на полу.

− Повесьте занавески на окна.

− Задрапируйте стены мягкими материалами, например войлочными или пробковыми.

− Повесьте на стенах работы учеников из мягких материалов.

− Расставьте в классе парты под углом, чтобы понизить отражение звука.

− Выключайте оборудование, создающее шум, когда оно не используется в учебном процессе.

− Закрывайте окна и двери.

− Объясните ученикам, как и от чего возникает шум в классе. Продемонстрируйте, как сложно воспринимать речь на фоне разговаривающих учеников.

− Старайтесь избежать работы с несколькими группами учеников в одном помещении, в том числе, если одна группа слушает учителя, а другая группа смотрит видеоматериал со звуком, например по телевизору.

− Напомните посетителям, пришедшим на урок, что не надо разговаривать, особенно если в это же время говорит учитель.

− Звук шарканья стульев и столов по полу можно легко заглушить, если покрыть ножки стульев и столов безлатексным мягким покрытием. Не рекомендуется использовать теннисные мячи для этой цели, т.к. они содержат латекс и могут вызвать аллергические реакции.

 

Подготовлено ст. науч. сотр. СПб ГПМУ Гарбарук Е.С. по материалам: American Speech-Language-Hearing Association и The Institute for Enhanced Classroom Hearing.